Жанры лирики

методичеcкая копилка Добавить комментарий   

РОДОВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лирика: тематические группы и жанры

Тематические группы

Жанры

Медитативная лирика

Интимная лирика

(дружеская и любовная лирика)

Пейзажная лирика

Гражданская (общественно-политическая) лирика

Философская лирика

Ода
Гимн
Элегия
Идиллия
Сонет
Песня
Романс
Дифирамб
Мадригал
Дума
Послание
Эпиграмма
Баллада

Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:

  • “французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);
  • “итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);
  • “английский сонет” – abab cdcd efef gg.

Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.

Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро'той в конце.

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование, драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

 

Элементы игры на уроке русского языка

методичеcкая копилка Добавить комментарий   

При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
Дополнение.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

(Рисую книгу (что? вин.пад.). Спорю с товарищем (с кем? тв.пад.).
Дети быстро и с удовольствием запоминают вполне доступные для них строчки и используют это при синтаксическом разборе предложений.
Определение. Обстоятельство.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да.

При изучении знаков препинания при однородных членах предложения хороши такие строчки:

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Для лучшего запоминания главных членов предложения можно также использовать "веселые" рифмы.

Когда перед вами задача - найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщи глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его по-скорее
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся - перед тобой
Главные члены предложения.

При изучении словосочетания дети нередко путают понятия грамматическая основа предложения и словосочетание. Устранить это могут помочь строчки

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.

Все эти рифмы дают хороший материал и для повторения различных разделов грамматики.
При изучении написания Ъ и Ь знаков дети с удовольствием выполняют замену словами - отгадками

1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).
2. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье).
3. Вход в здание (подъезд).
4. Снежная буря, метель (вьюга).
5. Служащий, разносящий почту (почтальон).
6. Мясной отвар (бульон).
7. Идущий в пищу, пригодный для еды (съедобный).

Разобрать слова - отгадки по составу, сделать фонетический разбор слов: вьюга, подъезд.
При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.

Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
"Ноги вытер? Вытирай!"

При изучении написания приставок ПРЕ- и ПРИ- полезно использование "веселых" рифм.

У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним -
Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

1. Приближение.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.

2. Присоединение.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.

3. Нахождение.

На пригорке придорожном
В пригороде приморском
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому - приволье.

4. Неполнота действия.

Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорела - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.

Приставка ПРЕ-

1. В значении "очень".

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой -
ПРЕ- мы пишем при этом.

2. Сходна с ПЕРЕ-.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо...

(исключения: прискорбный, причудливый)

Трудно объяснить правописание.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомни их - разумное решение.

При изучении имени существительного провожу дидактические игры "Четвертый лишний". Из каждой группы предложенных слов исключить лишнее.

1. Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.
2. Врач, "Скорая помощь", лекарства, троллейбус.
3. Портрет, акварель, кисть, портьера.
4. Шкаф, ковер, диван, полки.
5. конверт, телеграмма, деньги, марка.
6. Аудитория, студенты, знамена, преподаватель.

С записанными словами далее возможны различные варианты работы.

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.